Введение
Географическое положение
Побережье
Порт
Прогресо
Геология, рельеф
Климат
Воды
Почвы и растительность
Животные
Немного истории
Население
Мерида
Хозяйственная деятельность
Как оно?
Достопримечательности:
Юкальтепен
Дзибильчальтун
Маршрут Пуук
(Лабна, Щ'Лапак, Сайиль,
Кабах, Ущмаль)
Чичен-Итца
Кусама
Источники и ссылки
Фотогалерея |
Пуук
- общий стиль архитектуры и градостроительства древнего Юкатана,
объединённой общим правлением со столицей в Ущмале, с само название,
по-моему, связано с индейской фамилией Пуук, хотя
основателем Ущмаля считается Ах Зуйток
Тутульщью из знатного майябского рода Щью. Автобусное предприятие Мериды
организовала экскурсию по 5 древним городам Майяба. Это очень удобно для
первичного ознакомления с культурой майя. Города эти: Лабна, Щ'Лапак,
Сайиль, Кабах и Ущмаль.
Вообще
всякого иностранца на полуострове спрашивают, был ли он в
Чичен-Итца. В итцайском городе Священного
Колодца я тоже побывал, и этому посвящена другая моя
страничка, но сначала я хотел посмотреть
Ущмаль, про который я читал в детстве и увидеть тропические леса,
поскольку в районе Конкаля, где мы работали, растительность выгорела
после пожара в мае 2003 года. Мне посоветовали поехать по маршруту
Пуук
(ruta Puuc): с Восточного терминала в Мериде (он
находится в Центре Мериды на углу 68 и 69 улиц, есть в Мериде и другие
автобусные терминалы, но Маршрут Пуук организован на Восточном) утром
выходит автобус, высаживает в Ущмале тех, кто ехал только туда, и везёт
в Лабну, оставляя Ущмаль на потом.
На
каждый из четырёх городов отводится 20-30 минут, экскурсовода нет. Но
мне для первого знакомства с древней культурой майя экскурсовод был не
нужен. Я с удовольствием, как открыватель, побродил по каждой
археологической зоне. Вход во все четыре зоны бесплатный, а Ущмаль стоит
пятьдесят с небольшим песов (около 150 рублей на наши деньги).
Отсутствие
большого количества народа и возможность осматривать то, что
приглянулось, мне кажется великим преимуществом всех пяти городищ Пуука.
В Лабне я мог спокойно войти во дворец и осмотреть его комнатки
(фотография слева), подойти к любому строению, подняться на верхние
этажи или даже на крышу, откуда открывается
вид
на окрестности.
Рядом со строениями есть плиты, немного рассказывающие на майя,
испанском и английском о строении, которому относится, но кроме
предполагаемой даты построения, а все городища Пуука относятся к
Классическому периоду с 600 по 1000 год н.э., большинство из
которых датируется между 800 и 1000 годами н.э., основная информация на
них - внешнее описание, что легче увидеть на фотографии, чем приводить
длинное описание.
Про
смотровую башню (Mirador) написано, что высота её
чуть более 20 метров, что она относится к раннему Пууку, а гребень её
был украшен наклеенной штукатуркой, а остальное проще рассмотреть на
фотографии. В
этом
гребне или вертикальной плите, есть прямоугольные отверстия, так что,
возможно, что с их помощью индейцы сверяли календарь.
Больших залов
во дворцах я там не увидел, хотя климат Юкатана
такой, что все массовые мероприятия можно проводить круглый год под
открытым небом или, по крайней мере, под навесом.
![Щ'Лапак](pu09m.jpg) До
Щ'Лапака автобус довёз нас быстро, так как все
пять городов Пуука находятся близко друг от друга. Строения и
помещения Щ'Лапака похожи на те, что мы
увидели в Лабне, поэтому я привожу здесь только две фотографии. Как и
фотографии из других археологических зон Пуука, фотографии из Щ'лапака
есть на некоторых ещё страничках этого узла, например, на страничке
посвящённой почвенно-растительному покрову.
До
Сайиля тоже было близко, как и все предыдущие древние города, он
находится в "Южном конусе" штата, а в древности был в добрососедских
отношениях с городами, расположенными рядом. Все пояснительные плиты к
строениям Сайиля датируют их между 800 и 1000 годами н.э., что можно
просто сказать про все четыре города Пуука, что они были построены с 800
по 1000 годы н.э., добавив, что пятый (Ущмаль) начал строиться в 600
году, но тоже продолжал строиться примерно до 1000 года. В Сайиле
большой дворец, фотографии левой и правой сторон дворца показаны здесь.
Посредине идёт лестница. Так что можно мысленно сопоставить обе
половины. На левой фотографии видны люди - пригодятся для масштаба. На
пояснительном камне написано, что в нём расположены 90 спальных комнат и
мог разместить 350 человек.
В
Сайиле также есть смотровая башня (El Mirador),
но она гораздо ниже чем в Лабне. А ещё в Сайле под навесом стоит
каменное изображение Юм Кеэпа, бога плодородия и полового члена, так
написано по-испански на пояснительной табличке. Вообще, слово "Юм" на
майя означает "бог". Есть также Юм Щубтун, бог богатства, и Юм Чаак, бог
воды.
Кабах,
четвёртый город нашего путешествия, находился далее на северо-запад по
дороге из Лабны в Ущмаль. В Кабахе,
как и в других древних городах Юкатана были чультуны, каменные
сооружения для герметичности обмазанные древесной смолой, которые
служили ёмкостями для воды, чтобы у жителей дворцов всегда была рядом
вода, которой, как я уже писал на страничках,
посвящённых климату, очень не хватает на
полуострове, где бóльшую часть года составляет
сухой сезон.
Кабах
тоже может гордиться своими пирамидами и дворцами, в комнатах которого
живут летучие мыши. Но времени у
нас на осмотр было мало: водитель отвёл нам всего двадцать минут.
говоря, что так больше времени останется на Ущмаль, где будет всё самое
интересное.
Чтобы
попасть в Ущмаль, наш автобус переехал холмистую гряду (собственно
говоря, холмы в штате, есть только в "Южном конусе") въехал в посёлок с
одноимённым названием, а затем мы подъехали ко входу в саму
археологическую зону.
В отличие от четырёх предыдущих зон, вход в Ущмаль
- платный. При покупке билета на руку посетителя надевается
бумажный
браслет,
который даёт право входа в археологическую зону в течение дня несколько
раз, если возникает надобность выйти, например, для обеда в ресторане.
На территории зон не разрешается устраивать пикники. В посёлке есть
много ресторанов и гостиниц для тех, кто приезжает надолго, а также
сувенирный рынок около главного входа.
Когда
я детстве читал про Ущмаль, его называли "Юксмалем", так прочитали его
название, написанное латинскими буквами Uxmal,
теперь читают "Ушмаль", так как звука "щ" нет в английском, им в угоду
пишут и читают через "ш". От всех юкатеков я слышал только "Ущмаль",
через "щ", поэтому пишу именно так.
Недалеко
от входа в археологическую зону стоит Пирамида Предсказания
(Pirámide de Adivino) или Пирамида
Волшебника (Pirámide del
Mago). Это самая высокая пирамида полуострова Юкатан и всего Майяба. В
Мексике есть пирамида повыше, ацтекская.
Самая большая пирамида
Майяба находится в Чичен-Итца, ну а эта
пирамида устремлена ввысь и имеет необычную овальную форму в сечении.
Можно
отметить, что это - не единственная пирамида в Ущмале, по одной пирамиде
строили в Ущмале каждые 52 года, то есть один круг в календаре майя
(совпадение календарей Цолькин на 260 дней
и Хааб на 365 дней).
На пирамиду Предсказания забираться не
разрешается, возможно из-за большого количества посетителей Ущмаля. Как
получить особое разрешение подняться на пирамиду, я не выяснял. Мне и
без того было что посмотреть и куда залезть. Вид на фотографии справа
сделан с другой Великой пирамиды (Храмом Попугаев Ара -
Templo de Guacamayas), находящейся к югу.
Ущмаль
находится вблизи шоссе 261, ведущего в город Кампече, и, будучи всего в
часе с небольшим от столицы штата, достаточно удалён от курортного
Канкуна. К тому же власти штата, подключив и федеральные органы,
продвигают главным образом другую археологическую зону,
Чичен-Итца. Для меня это хорошо. Хотя и было
воскресенье, и народу пришло много, место хватало всем, можно было
свободно перемещаться по территории, осматривать вблизи почти всё, что
захочется.
Дворцы
в Ущмале гораздо больше, чем в других городах Пуука, и комнаты в них
просторнее, и увидел я там не летучих мышей, как в Кабахе, а
ласточек, любимых птиц
певцов-тровадоров. Одну из площадей
археологи назвали "Четырёхугольником Птиц (Cuadrángulo
de los Pájaros)", а сообщающуюся с ней через арку по непонятной
вообще причине обозвали "Четырёхугольником Монахинь
(Cuadrángulo de las Monjas)".
На
юг от Четырёхугольника Птиц расположена площадка для игры в мяч. Суть
игры состояла в том, чтобы игроки одной из двух команд пробросили
каучуковый мяч через кольцо в стене. Более подробных правил и название
игры на майя мне так никто и не сказал. Считается, что такая же игра у мещиков (ацтеков) стала прообразом баскетбола.
Далее
на юг расположилась Великая пирамида с Храмом Попугаев Ара на вершине.
На неё было очень приятно взобраться, осмотреть окресности, посидеть
отдохнуть на ступеньках, когда обдувает лёгкий ветерок. На этой
пирамиде я попросил, чтобы меня сфотографировали на мой фотоаппарат с
видом на Пирамиду Волшебника. Кроме
фотографии
со мной, есть и просто панорама с
видом на Пирамиду Волшебника, размещённая на страничке, посвящённой
истории.
Верхнюю
часть Великой пирамиды называют Храмом Попугаев Ара, она украшена
фресками и орнаментами. Одна из фресок с изображением попугая изображена
на страничке, посвящённой животным. Также
там стоит каменный трон, фотография которого справа.
Спустившись
с пирамиды, я походил по территории, посмотрел деревья, лианы,
эпифиты, залез на маленькую пирамиду,
посмотрел на экспонаты, к которым вели зарастающие тропы. Ну а когда
подошло время, пошёл к автобусу.
Автобус наш был не чисто экскурсионный, а скорее рейсовый, на
свободные места водитель рассадил людей, ехавших в Мериду, а также как
обычный рейсовый автобус останавливался, чтобы посадить голосовавших. На
автовокзал он доставил нас часам к пяти вечера. |