Эти странички посвящены мексиканскому штату Юкатан,
расположенному на одноимённом полуострове.
Чтобы увидеть фотографию крупнее в новом окне, щёлкните по
ней мышкой.
Введение
Немного истории
|
Современные историки прослеживают историю Юкатана примерно с 800 года до н.э., к которому относят первые значительные майябские поселения Юкатана. Более ранних поселений на Юкатане пока не обнаружено. 300 годом до н.э. датируют развитие центров поселений и церемоний майя, расположенных на юге, в центре и на севере Юкатана.
Считается, что классическая культура майя зародилась где-то на территории современной Гватемалы, развилась на территории мексиканского штата Чиапас (самый южный штат Мексики, см. карту Майяба), оттуда к 300 году нашей эры территория Юкатана заселяется мигрантами классической майябской культуры, которые основывают многочисленные города-государства. Цивилизация Майяба распространялась до территории современного Перу.
К 600 году н.э. строится мощный город государство Ущмаль. Его основателем считается Ах Зуйток Тутульщью из знатного майябского рода Щью. Ущмаль становится фундаментальной частью майябской империи. Официальная мексиканская история (во всяком случае так говорится на страничках правительства штата Юкатана http://www.yucatan.gob.mx/) называет 925 год вершиной великолепия майябской цивилизации, давший чудесные образцы архитектуры, скульптуры, живописи, собственно надписей, астрономических наблюдений и точного календаря. (О календаре майя рассказывает страничка, посвящённая календарю). В каждом древнем городе Майяба на Юкатане строились чультуны, цистерны или резервуары из известняка, обмазанные смолой дерева, для хранения воды. В 987 году тольтеки, ведомые Кукульканом и сопровождаемые итцаями (группы майябцев, усвоивших мезоамериканскую культуру) и тутульщьюйцы занимают Чичен и расширяют свою власть и влияния на майябские группы, на которые наложили вассальную зависимость. Само название "Чичен" означает "Священный колодец". За городом закрепилось название Чичен-Итца (Священный колодец итцаев). Несколько слов о Кукулькане. Это - один из главных богов Майяба и Мезоамерики, считается богом ливня и грозы, как наш Перун, а также хозяином Западного моря (Тихого океана), подобно китайскому дракону Ау-Жуню, хозяину Восточного моря. Подобно нашему великому богу Велесу, он научил мезоамериканцев земледелию, письменности и календарю. Предстаёт он в виде человека с бородой (таких изображений я не заметил, но юкатеки мне говорили, что такие изображения есть, можно, конечно, отнести к таковой изображение на фотографии справа в середине) или в виде пернатого змея. Конечно, возникает вопрос: "Зачем змею перья, если он летает без крыльев?". Ведь, в отличие от драконов, крыльев у него нет. Дело в том, что везде, и в Америках, и в Евразии, головные уборы главных (вождей, военноначальников, царей, знатных, рыцарей, офицеров и т.п.) украшались перьями (говоря по-иностранному плюмажем). Также отметился Кукулькан. У мещиков (ацтеков) и других народов, говорящих на нахуатле, Кукулькан называется Кетцалькоатлем. то есть Змеем с перьями кетцаля, птице, обитающей в Чиапасе (у него-то и есть Тихоокеанское побережье, то есть Западного моря). По мещикскому (ацтекскому) и майябскому преданиям Кукулькан (Кетцалькоатль) отправился на восток и обещал вернуться в определённый год. Мещикский календарь тоже циклический. И в один год, указанный в предании, на мексиканский берег высадился Эрнан Кортес со своими солдатами. У Кортеса был шлем с перьями и лошадь, а лошадей в Америках тогда не было. Император мещиков (ацтеков) Монтесума после совета со жрецами принял Кортеса за Кетцалькоатля и оказал ему почести бога, поселив у себя во дворце. По ацтекским обычаям, лучшая жертва богу - человек, похожий на бога, и человека, приготовленного в жертву, одевали в "одежды бога". Кортес нанёс удар первым, не дожидаясь разоблачения. Затем набрал армию из недовольных императором, поначалу воспринявших убийство Монтесумы за справедливый гнев бога, а потом принявших христианство. Так Кортес завоевал империю ацтеков. Но вернёмся к Майябу, который в империю ацтеков не входил. К 1000 году образуется политический союз трёх городов Майяпана, Чичен-Итца и Ущмаля, управляющий всем полуостровом. В 1150 году основывается майя-итцайское поселение, известное как Ичкаанзихо или Т-хо, где потом будет Мерида. В 1194 году дочь правителя Ущмаля должна была выйти замуж за правителя Майяпана, но она полюбила правителя Чичен-Итца и убежала туда. Ущмаль считается городом луны, а Чичен-Итца городом солнца. В память об этом на многих домах Юкатана сегодня вешают изображения солнца и луны. Майяпан начал войну против Чичен-Итца, которая кончилась победой майяпанцев. Для войны против правителя Ущмаля Тутуль Щью, правитель Майяпана Коком позвал воинов нахуа (из земель мещиков). После победы Коком за предоставленную помощь отдал наёмникам Печам наименее заселённые и наименее оспариваемые земли на севере полуострова, где они основали область Сех Печ. Сех на майя означает "олень". На этой земле обитает много белохвостых оленей, и до этого она называлась "Землёй Оленя и Фазана". Печ на языке майя означает "клещ". Печами их прозвали майябцы, увидев, как они присоединились к обычаям Майяба, приняв все черты местной жизни. И когда пришли испанцы, Печи ничем не отличались от местных. Так же есть мнение, что их прозвали "клещами" за то, что они вцепились в дарованные им земли. Вообще в штате Юкатан фамилия Печ очень распространена. Мэр Чикщулуба Пуэбло (избранный на 2001-2007 годы, думаю, что будет переизбран и на следующий срок) дон Мигель Пуга Печ тоже носит вторую фамилию Печ, хотя сам он на языке майя не разговаривает, но понимает. (У испаноговорящих первая фамилия даётся от отца. а вторая от матери). Учредителем области был Ах Туналь Печ, также его называли Нох Кабаль Печ, столицей области был Зак Мутуль (сейчас Мотуль). Обитатели Сех Печ были главным образом охотники и рыболовы. Область была равнинной и каменистой. С севера область ограничивалось болотами, где находили источники богатства и добывали соль, образующуюся там. Фамилия Печ дала название и другой майябской области Кин Печ (сегодня Кампече, столица одноимённого, соседнего с Юкатаном штата). К 1250 году города Майяба были разрушены, и продолжали существовать разбросанные деревни, находившиеся в постоянной вражде одни с другими. В 1450 году был разрушен Майяпан силами тутульщьюев (ущмальцев). В 1511 году несколько мореплавателей из экспедиции Вальдивии, которая вышла из Панамы в Санто-Доминго, потерпели кораблекрушение у побережья Юкатана. Выжили только Гонсало Герреро и Херонимо де Агилар. Первый присоединился к маябской цивилизации и женился на принцессе, став зачинателем мексиканского смешивания ("местизации"). В 1513 году мореплаватель Хуан Понсе де Леон открывает северное побережье Юкатана. Испанцы спросили местных индейцев: "Где мы находимся? (¿Donde estamos?)". "Мы вас не понимаем (Нити нати катан)". Отсюда пошло название Юкатан. В 1518 году Карлос V подписывает бумагу на завоевание региона в пользу Диего Веласкеса, губернатора Кубы. В экспедиции, начатой 3 мая, его племянник Хуан де Грихальва изучает восточное побережье Юкатана. В 1519 году Эрнан Кортес высаживается в Косумеле (остров в Карибском море, сейчас относящийся к штату Кинтана Роо), плывёт вдоль юкатанского берега и освобождает потерпевшего кораблекрушение Херонимо де Агилара из власти майябцев. Гонсало Герреро остаётся с майями и впоследствии борется с испанцами. 8 декабря 1526 года король Карлос V в Гранаде подписывает новые бумаги на "Завоевание Островов Юкатан и Косумель" в пользу Франсиско Монтехо. В середине 1531 года на борту одного галеона и в сопровождении других кораблей к северному побережью Юкатана прибыл Франсиско Монтехо "Продвинутый (El Adelantado)" и его войско. Они высадились там, где был выход к морю у деревень Чакщулуб Чен (сегодня Чикщулуб Пуэбло) и Ищиль. в настоящее время на этом месте находится Чикщулуб Пуэрто, входящий в район Прогресо. С намерением основать поселение Монтехо и его солдаты пришли в деревни Чакщулуб Чен (ныне Чикщулуб Пуэбло), Куум Каль (ныне Конкаль), Ящкукуль и Тищкунчейль, принадлежавшие области Сех Печ. Когда прибыли первые испанцы в Майяб, полуостров Юкатан был разделён на 19 маленьких королевств или областей, которые были разбиты на округа, а округам подчинялись деревни и посёлки. В любом месте Сех Печ, области под властью семьи Печ, "Продвинутый" получал наилучшее и самое откровенное гостеприимство. Вожди Печи организовывали праздники, чтобы принять и порадовать иностранцев. Испанцы спрашивали о географии, связи области с другими. Печи ответили, что на востоке в соседней области Ах Кин Чель находились обширные города Текох и Изамаль. Жители Сех Печ говорили, что Чели были храбрыми индейцами и плохими соседями, которые ввязывались в ссоры по любому поводу. Заинтересованный сведениями о Челях, "Продвинутый" вышел в море курсом на пляжи Челей, где в Дзиламе путешественников из Старого Света приняли радушно. Затем "Продвинутый" снова вернулся в Сех Печ и три месяца пробыл в посёлке Мащтуниль, где Печи ему подарили девушку, что бы та ему прислуживала. Сейчас Мащтуниля нет. По сведениям, указанным в книге Карлоса Круса Медины "Chicxulub Pueblo, La Tierra del Aerolito.", он находился недалеко к югу от Чак Щулуб Чена (ныне Чикщулуб Пуэбло). Здесь Ах Накук Печ, правитель Чакщулуб-Чена (ныне Чикщулуб Пуэбло), Ищкиль Итцам Печ, правитель Куум Каля (ныне Конкаль), и другие вожди приняли христианство, а монахи, сопровождавшие Франсиско Монтехо, ознакомили их с латинским алфавитом и помогли приспособить его к языку майя. В Чакщулуб-Чене в 1542 году Ах Накук Печ написал первую книгу на майя "История и хроники Чак Щулуб Чен", отредактированная и дополненная им же в 1562 году. "Продвинутый" приказал разведать соседнюю область Чакан, а затем посоветовал своему сыну Франсиско Монтехо "Пацану (El Mozo)" основать в Т-хо или Ичканзихо новую столицу Провинции Юкатан, которая была рядом с их союзниками Печами, хотя она была не на море. "Пацан" основал новую столицу - город Мерида. Захват Т-хо с третьей попытки с помощью Печей и основание города Мериды 6 января 1542 завершило завоевание северо-запада полуострова. |