Эти странички посвящены мексиканскому штату Юкатан,
расположенному на одноимённом полуострове.
Чтобы увидеть фотографию крупнее в новом окне, щёлкните по
ней мышкой.
Введение
|
В
археологическую зону "Дзибильчальтун" я решил съездить по нескольким
причинам: во-первых, он находится между Конкалем, Чикщулубом и
Прогресо, то есть там, где развивался проект Ко-ощ, предусматривающий
развитие туризма в зоне охвата проекта; во-вторых, на страничках
http://www.mesoamerica.ru/ фотографий этой археологической зоны не
было, и, как оказалось, я был первый русский, которого они там увидели;
в-третьих, Конкаль, где монтировалось оборудование первого завода по
проекту Ко-ощ, находился близко от археологической зоны "Дзибильчальтун",
и в субботу, когда рабочий день был короткий меня подвезли до
Дзибильчальтуна. Мексиканцы посещают все памятники древности бесплатно, а для иностранца билет в Дзибильчальтун стоил 50 с небольшим песов, в стоимость входило также посещение местного музея, но в музей я не успел, потому что, как оказалось всё работает до 17 часов. Я пошёл по дорожке, которая вскоре начала раздваиваться, одна дорожка вела влево, а другая прямо. Обычно я осматриваю всё слева направо, но на этот раз пошёл прямо и вышел к пирамиде, фотография которой находится в правом верхнем углу этой странички. Согласно пояснительной табличке, высота пирамиды была 9,4 метра, построенная между 900 и 1000 годах нашей эры, на вершине которой было сооружение из недолговечного материала, где древние майябцы проводили церемонии. То есть пирамида была построена задолго до междоусобной войны на Юкатане и передачи "Земли Фазана и Оленя" под управления воинов из рода Печ, которые в последствии образовали своё воеводство Сех Печ. Сех на майя означает "белохвостый олень", что так и осталось в названии области, а Печ было прозвищем этих воинов нахоа (то есть мещиков или ацтеков), что на майя означает "клещ". Как и у всех пирамид Юкатана, вершина её не была остроконечной, как у египетских пирамид, а плоской и горизонтальной. На вершину пирамиды с южной стороны вели ступеньки, по которым я и взобрался, им мне открылся прекрасный вид на тропический лес и на пирамиду Семи Кукол, бывшую вдалеке, к которой, как оказалось, вела левая дорожка. Вообще на вершине пирамиды приятно посидеть тёплым летним днём, когда обдувает лёгкий ветерок. Потом я спустился и пошёл по площади осматривать развалины. Не знаю, как их там квалифицировали археологи, мне эти развалины напомнили общежитие или казармы, хотя это могло быть и гостиницей. Сверху они мне тоже напомнили комнаты в общежитии или гостиничные номера. Далее по площади располагалось сооружение напоминающее трибуны для каких-то торжеств или спортивных состязаний, хотя кольца и стены для игры в мяч, как в Ущмале или Чичен-Итца, я там не увидел. Но трибуна была большой, словно для каких-то шествий, парадов или других массовых мероприятий. Потом я прошёлся по площади, и сделал фотографии, которые расположены ниже этого абзаца. В центре площади стоит часовня, построенная индейцами после завоевания Юкатана испанцами. Фотографию часовни я приводить здесь не буду, она есть на страничке, посвящённой истории. Газон, судя по всему, постригается там натуральным образом, то есть выпускают коров, так что если будете в тех краях, смотрите под ноги. (Я успел посмотреть).
Далее к югу, в виде кургана, одновременно реставрируемого и зарастаемого, высилась ещё одна пирамида. Так что, вероятно, Дзибичальтун ожидает ещё какое-нибудь открытие. Я обошёл вокруг кургана-пирамиды, с удовольствием побродил по молодому тропическому лесу. Всё-таки в охраняемых территориях растительность сохраняется лучше всего, даже если это не природный заповедник, а археологическая зона. К тому же на севере штата естественной растительности почти не осталось. Так что разглядеть низкую листопадную сельву я смог только здесь. Там на территории были ещё небольшие сооружения, но я ничего определённого не могу сказать о них. С юга пирамида выглядела более рукотворным сооружением и на неё вели ступеньки. Я поднялся по ним. Вот такой вид открылся с этих ступенек.
Затем я спустился со ступенек и пройдясь по лесу подошёл к дзоноту (по-испански cenote), карстовому озеру, где купались люди. Как обычно для юкатеков на мелководье, а глубокие места оставались нетронутыми. Рядом с дзонотом Щлаках есть плакат, предупреждающий о том, что есть глубокие места в этом озере. Я пошёл ещё немного погулять по лесу, где сфотографировал бабочек, фотография которых помещены на страничке, посвящённой животному миру Юкатана, а три фотографии, где показан кактус и энекен, и две фотографии с эпифитами (растений, растущих на дереве).
Когда я снова подошёл к озеру, там никого не было, за исключением одного старика индейца с бородкой, как у китайца, который стучал ногами по воде, производя брызги. Я решил, что все они были с одной и той же экскурсии, разделся и плюхнулся в дзонот. Я поплавал в открытой воде и среди лотосов или лилий, растущих в середине водоёма. Когда тихонько плавал среди водяных растений, к озеру подлетали птица тох и ещё какие-то красивые жёлтые птицы. Фотоаппарата в воде у меня естественно не было. Заплыв снова на самый глубокий участок дзонота и перестав двигаться, я решил полежать на воде. Тогда рыбки попугайчики приняли меня за жертву Чааку, богу воды, и начали покусывать меня. Это, конечно, были не пираньи, но отщипывание кусочков загорелой кожи было неприятно, я дёрнулся, они поняли, что я ещё жив и отстали. Но когда я стал вылезать они меня атаковали, было жутко щикотно, наверное где-то в камнях, где я вылезал было "гнездо" этих рыбок. (Хотя они - не птицы, но делают "гнёзда", то есть занимают полости в камнях, где откладывают икру и нянчат мальков). Только я переоделся, как пришёл служитель, и поговорив с дедом на майя, сказал мне, что всё давно закрыто и нужно покинуть территорию. Я попросил разрешение сходить и сфотографировать пирамиду Семи кукол. Он разрешил, и трое из этих фотографий прилагаются в конце странички. Пирамида Семи Кукол, один из главных символов юкатанской древности (после самой большой пирамиды Чичен-Итца и Пирамиды Предсказания (или пирамиды Волшебника) в Ущмале), названа так археологами, которые нашли в ней семь глиняных кукол, предназначенных в дар богам. У пирамиды четыре входа, ориентированных по сторонам света, и в день равноденствия солнце на восходе и на закате показывается в этих проёмах. Этот момент запечатлён юкатанским телевидением, а картинка играет роль одного из символов штата. На крыше этого здания из четырёх дверных проёмов и четырёх окон установлено нечто вроде башенки. Как гласит пояснительная плита на трёх языках (майя, испанском и английском), сооружение было построено к 800 году н.э., то есть оно получается древнее остальных памятников зоны и оказывается одним из древнейших памятников всего полуострова. Обойдя вокруг пирамиды, я направился в сторону выхода, навстречу мне на мотоцикле подъехал этот же служитель и довёз меня до выхода, указав в какую сторону дойти до Чаблекаля, чтобы сесть на автобус. Он мне сказал, что вообще здесь первый раз здесь видел русского. Так что эта страничка может оказаться уникальной информацией. Но, как мне сказали в Мексиканском клубе в Москве, они там были ещё до меня, то так как они не оставили об этом посещении надписи на своих веб-страничках, то я, как Колумб, не знавший про плавание Эрика Рыжего, могу продолжать считать себя первопроходцем. До Чаблекаля было недалеко, и дошёл я быстро, автобус так же скоро приехал, и на нём я доехал до Мериды. Кстати, пока я шёл по посёлку, все встречные со мной здоровались, как в сибирской глубинке, только на испанском, хотя я шёл по солнечной стороне и на мне была футболка с надписью на кириллице, то есть за местного я сойти никак не мог. |