Моя седьмая поездка в Боливарианскую республику Венесуэлу.

Завершение поездки.

Как обычно завершающую страничку о своём путешествии я пишу уже дома в Москве, потому что фотографии на ней я делаю прямо перед самым отлётом, когда уже некогда их сгружать на компьютер, ну а тем более писать страничку и выставлять её вместе с фотографиями на сервер. Ну, и на этой страничке я пишу как бы заключение о моих впечатлениях о стране за время этой поездки. Фотографии на этой страничке отображают город Баринас, где прошла большая часть моей работы, и посёлок Майкетия, где находится аэропорт и где в гостинице мы останавливались на ночлег перед отлётом домой. Ещё в день отлёта я съездил на пляж Алибаба в Макуто, недалеко от Майкетии, но фотоаппарат я с собой не брал, поскольку ездил один, и лишнего не брал, чтобы не украли, пока плаваю, даже денег взял по минимуму и отдал таксисту оплату сразу в оба конца. Но фотографии пляжа и побережья штата Варгас можно увидеть на моей страничке http://ivan-perevodchik.ru/im/venezuela/vargas.htm. Да там, за десять лет мало что изменилось.

Очередь за бензином в Баринасе. В машинах уже его мало и водители толкают их руками. Декабрь - пора листопада на Западных Равнинах. Вид на Западные Равнины с территории Университета имени Эсекеля Саморры. Здесь на кольце со статуей Богини Земледелия я тоже заснял листопад.
Очередь за бензином в Баринасе. В машинах уже его мало и водители толкают их руками. Декабрь - пора листопада на Западных Равнинах. Вид на Западные Равнины с территории Университета имени Эсекеля Саморры. Здесь на кольце со статуей Богини Земледелия я тоже заснял листопад.
       
Большая часть Баринаса - равнина. Вот таких коров выпасают на Западных Равнинах. Вот таких коров выпасают на Западных Равнинах. Вот таких коров выпасают на Западных Равнинах.
Большая часть Баринаса - равнина. Вот таких коров выпасают на Западных Равнинах.  
       
А ещё в декабре многие растения в Венесуэле зацветают. Вид с университетской смотровой площадки. Вид с университетской смотровой площадки. Пальма, растущая на пальме.
А ещё в декабре многие растения в Венесуэле зацветают. Вид с университетской смотровой площадки на Баринас. Пальма, растущая на пальме.
       
Декабрьский листопад в Тропиках. Белка на пальме. Белка на пальме. Белка на пальме.
Декабрьский листопад в Тропиках. Белка на пальме.    
       
Белка на пальме. Декабрьское цветение в Венесуэле. Посёлок Майкетия. Вид со двора гостиницы Эуробилдинг Экспресс Майкетия. Вид на Карибское море и аэропорт со двора гостиницы Эуробилдинг Майкетия.
  Декабрьское цветение в Венесуэле. Посёлок Майкетия. Вид со двора гостиницы Эуробилдинг Майкетия. Вид на Карибское море и аэропорт со двора гостиницы Эуробилдинг Майкетия.
       
Вид на Карибское море и аэропорт со двора гостиницы Эуробилдинг Майкетия. Вид на Карибское море со двора гостиницы Эуробилдинг Майкетия. Вид на Карибское море и аэропорт со двора гостиницы Эуробилдинг Майкетия. Вид на Карибское море и аэропорт со двора гостиницы Эуробилдинг Майкетия.

    В эту поездку я пробыл в Венесуэле почти год, с 5 февраля по 26 декабря. За это время страна сильно изменилась, претерпела множественные нехватки продуктов питания, в том числе хлеба. Республику выручили поставки пшеничной муки из России. Цены и курс доллара, как официальный, так и неофициальный, выросли в десятки раз. Главная проблема современной экономики Венесуэлы - культ доллара США. Такого поклонения доллара нет больше ни в одной из стран, где я побывал. даже в Эквадоре это - всего лишь деньги, причём там они стараются не принимать сто- и пятидесятидолларовые билеты. В Венесуэле это сейчас - огромное богатство. А параллельный курс доллара влияет на все цены в стране, так как страна экспортирует почти только нефть, а импортирует почти все необходимые ей товары. Особенно остро стоит вопрос с автомобильными шинами. Если наши таксисты отвечают на вопрос "почему так дорого?" "так ведь бензин...", то венесуэльские в ответ на это говорят "а покрышки?". Причём, не только таксисты. Любой автомобилист, будь то любитель, или профессиональный шофёр, либо владелец транспортных средств, как только речь заходит о трудностях в стране, сразу заговорит о покрышках. Автомобильные масла тоже растут в цене. Не дорожает только бензин и проезд на метро. Жители Каракаса мне говорили, что в в столичном метро даже дают сдачу монетами и мелкими купюрами, а поездка стоит четыре боливара, как и в те времена, когда за такую сумму можно было приобрести что-то существенное. (Килограмм мандаринов в 2012 году уже стоил 20 боливаров). Поэтому собирателям монет и денежных билетов я советую прокатиться на метро в Каракасе. В Валенсии сдачу не дадут, а в Каракасе дают. Стоимость проезда на городском автобусе за время моего пребывания в стране с февраля по декабрь выросла со 100 боливаров до 1000, то есть в десять раз. 

    Беда страны в том, что параллельный курс доллара, за которым подтягиваются цены в стране, а затем и подрастает официальный курс обмена, образуется по результатам торгов в колумбийском городе Кукута, где венесуэльцы обменивают вывезенные из страны наличные деньги на колумбийские песо. Получившийся курс публикуется на страничке https://dolartoday.com/. На эту страничку ориентируются все, кто обменивает деньги. Она вдвойне неприятна для Правительства Венесуэлы, потому что на ней ведётся откровенная, оголтелая пропаганда против Боливарианской Республики Венесуэлы, поддерживается любая оппозиция, восхваляются любые действия против властей, и любые противники Мадуро сразу же провозглашаются героями. Президент страны Николас Мадуро Морос давно объявлял об учреждении валютной биржи, говорил о переходе во внешней торговле на  российские рубли и китайские юани. Но пока об этом были только разговоры. Даже на канатной дороге с иностранцев взимают доллары. А наличные деньги стали страшным дефицитом. Это сильно ударяет по туризму. Неудобства терпят как иностранцы, так и венесуэльцы. В курортных зонах, вроде острова Маргарита, туристы могут рассчитываться долларами, но в целом по стране так не получается. Можно где-то за что-то расплатиться иностранными деньгами, но не везде, да и сдачи со стодолларовой купюры не будет. Наши банкоматы любят выдавать деньги именно стодолларовыми билетами, но в Венесуэлу надо привозить побольше мелких долларов. Рост курса доллара уже не радовал никого. Если раньше обладатель долларов просто рассчитывал получить побольше местной валюты, и на свой стодолларовый (либо другой) билет мог бы получить ещё больше товаров и услуг, то теперь появилась забота, что денег ему могут не достать, или принесут меньше, так как в банке нужно будет "отстегнуть" за обналичивание. Инфляция подогревается тем, что когда подрастают цены из-за роста стоимости ввозимых товаров, Правительство увеличивает зарплаты государственным служащим и рабочим, пособия и прочее, а производство ни продуктов питания, ни промышленных изделий, при этом не увеличивается, и возрастает спрос на иностранную валюту. По телевизору стали показывать репортажи о задержании предпринимателей с большим количеством наличных национальных денег. И просто наличие значительной суммы вменялось им в вину, без того, что  они добыли эти наличные каким-то незаконным путём.

    С 2015 года в банки и банкоматы я наблюдаю огромные очереди за наличными. Люди ночами стоят в очередях за деньгами. Известен случай смерти пенсионерки в очереди на получение наличных со своей пенсии. Портал "Доллар Тудей" обвинял в этой смерти лично Президента Мадуро. Где-то в апреле месяце Николас Мадуро торжественно по телевидению показал новые купюры, доставленные напечатанными из Англии (нашёл у кого печатать!), заявив, что с дефицитом наличных денег покончено. Но дефицит только увеличивался. Очереди в банки на многие сотни метров я видел на протяжении всей моей поездки во всех городах страны. Большую часть покупок венесуэльцы делают с помощью банковских карточек или перевода со своего банковского счёта на счёт продавца. Также в условиях дефицита наличных они продают и покупают доллары. Надо сказать, что курс покупки наличных долларов за безналичные боливары несколько выше. Это уже было заметно с 2015 года, но в 2017 это стало очень ощутимо. Когда мне перед поездкой в Тукакас не успели принести наличные деньги, я тоже стал пользоваться банковской карточкой. Чтобы иностранцу оформить банковский счёт в Венесуэле нужно собрать разные справки и оформить кучу бумаг, поэтому мы пользовались чужими карточками. Для этого владелец карточки давал нам код от карточки и копию своего удостоверения личности, потому что при оплате карточкой в аппарат вводят номер удостоверения личности его владельца. На карточку переводится сумма, соответствующая проданным долларам. При надобности пополнения продаём ещё долларов, ориентируясь на курс на страничке https://dolartoday.com/, за вычетом некоторой суммы (строго по курсу портала очень редко когда покупают). Я опасался трудностей с картой, но в гостинице в Валенсии, где я ночевал при поездке в Тукакас из Баринаса, какой-то крупный мужик расплачивался карточкой худенькой девушки (видно было по фотографии копии удостоверения личности) - все поняли, что наличных в стране мало, а страна должна как-то жить. Но безналичными деньгами не везде расплатишься: на автовокзалах не везде есть терминалы по оплате, да и на тех, что есть огромные очереди, в такси пунктов приёма оплаты (puntos de venta) нет, так что банковским переводом можно расплатиться только с лично знакомым таксистом, есть места, где нет связи или она пропадает - так во время моей поездки в Моррокой на атолл Пайюэла я попросил посторожить мою сумку, а потом заказать рыбное блюдо, чтобы пообедать. Сумку мне посторожили, а заказ с расплатой по карточке не взяли, так как не было связи и переносной терминал по приёму оплаты карточкой не работал.

    2017 год был решающим годом борьбы за власть между Правительством социалистов во главе с Президентом Николасом Мадуро Моросом и сторонниками либерального капитализма. В предыдущем году оформилось противостояние между парламентом, большинство которого составляли либералы-капиталисты, и социалистами исполнительной власти. Экономическая ситуация настолько ухудшилось, что большинство населения было настроено против Президента Мадуро. Его противники собрали подписи на проведение референдума о низложении (импичмента). Но этот сбор подписей Мадуро тупо проигнорировал. В 2017 году вице-президентом был назначен губернатор штата Арагуа Тарек Эль Айсами, весьма уважаемый человек, хотя тоже член правящей  Объединённой Социалистической Партии. По Конституции страны вместо низложенного Президента править до конца президентского срока остаётся вице-президент. Многих это очень устраивало, люди надеялись что экономическая политика станет умнее, жизнь улучшится, при этом сохранится социалистический курс Чавеса, а глупостей вроде установления "справедливых цен", когда торговцы и производители закрывали свой бизнес из-за неокупаемости, не будет. Начались протесты, демонстрации, потом протестующие стали перекрывать дороги. Поначалу население их поддерживало. Но постоянные перекрытия дорог (на этой страничке http://ivan-perevodchik.ru/7v/7v09.htm есть фотографии протестов) доставляли много неудобств людям. Кто-то хотел прорваться через протестное перекрытие, ему изуродовали машину. Люди не попадали домой, на работу, во время не доставлялись продукты, лекарства, больные, не приезжали врачи, пожарные, полицейские. Начинались стычки между людьми и стычки между протестующими и полицией. Преступники воспользовались таким положением, когда полиция и национальная гвардия сосредоточилась на охране порядка на демонстрациях. Нападать стали даже на военные базы. Так протестующие три дня подряд рушили забор Авиабазы имени Генералиссимуса Франсиско де Миранды (Ла Карлота) в Каракасе с совершенно неясной целью. А в это время на авиабазу зашёл бывший полковник полиции Оскар Перес и со второй попытки угнал полицейский вертолёт, на котором он же ранее летал. То есть угнал свой собственный. Посадил в этот вертолёт ещё сообщников, которые бросили по две гранаты с вертолёта в здание Верховного Суда и в Министерство Внутренних дел. Вертолёт потом нашли на Побережье штата Варгас, а Оскара Переса ищут до сих пор. Он объявлен террористом. Дважды видеозапись с его обращением выставлялась на портале "Доллар Тудей", но больше он себя ничем не обнаружил. Из-за этого на всех авиабазах усилили "безопасность", что затруднило даже наземную гонку вертолётов - приходилось заблаговременно запрашивать разрешение из штаба ВВС в Каракасе, а наши вертолёты были армейские.

    Стало много вандализма и грабежей. В июле-августе по городам Венесуэлы прокатилась волна грабежей и погромов. Оппозиция обвиняла в их организации бандитские формирования, поддерживающие социалистический курс Правительства, а сторонники Правительства утверждали, что массовые грабежи стали возможны из-за беспорядков, которые устроили протестующие, и нехватки сил, так как они были стянуты в места проведения протестов. Такая волна погромов и грабежей случилась в Маракае, когда мы там проживали и работали. Гостиницу ПИПО Интернасьональ, где мы проживали, в ночь беспорядков приезжали охранять полицейские, были подготовлены меры на случай массовой атаки грабителей. В эту ночь по богатому и спокойному району Кастаньо, где находится гостиница ПИПО, бегали молодые люди, очень напоминавшие студентов Экспериментального Педагогического Университета имени Освободителя (UPEL), прославившихся при проведении акций протеста, залезали в дома и выносили оттуда ценные вещи и бытовую технику, были разгромлены и разграблены булочные, продовольственные и промтоварные магазины. Менеджер по продажам гостиницы захотел, чтобы гостиницу охраняли бы ещё и военные, и достаточно сильно напугал моего коллегу переводчика группы ПЕЧОРА. Позвонили военным, но те сказали, что приедут завтра, так как проехать до гостиницы из-за перекрытия дорог. Ну, а дальше процесс тревоги пошёл, уведомили российское Посольство и Ростех, те тоже начали названивать военным, в итоге за нами утром приехали военные, обещавшие нас вывести в Валенсию. Мы сели в автобус и поехали в Валенсию, военные нас проводили до выезда из Маракая. Зато потом они стали сопровождать гарантийную бригаду ПЕЧОРЫ на работу из Валенсии в Маракай и с работы из Маракая в Валенсию. Потом и нас в Баринасе стали сопровождать батальонная машина с вооружённым офицером или сержантом.

    Чтобы обойти Национальное Собрание (Ассамблею), Правительство Мадуро назначило выборы в Национальное Учредительное Собрание (Национальную Конституционную Ассамблею), которое должно было принять Конституцию страны и ключевые законы. Парламентарии из Национального Собрания (Ассамблеи) поняли, что после выборов в Национальное Учредительное Собрание они останутся не у дел. Это усилило волну протестов. И главной мишенью протестов были как раз выборы в Национальную Конституционную Ассамблею, которую на всех углах поносили трёхэтажным матом. Был даже проведён референдум против выборов в Учредительное Собрание, который собрал меньше голосующих, чем в само Собрание. По началу власти сквозь пальцы смотрели на протестное движение, а население от него стало уставать. И уже начались громкие требования к властям навести порядок. А власти действовали мягко и гибко, пока, наконец, вице-президент страны Тарек Эль Айсами призвал людей противиться протестам. Начались стычки между сторонниками Правительства и сторонниками оппозиции. Ещё кто-то разбрасывал колючки на дорогах, от чего лопались автомобильные шины. За что стали бить оппозиционеров, ведь это они перекрывали движение, ведь это из-за них придётся искать дефицитные покрышки. А ещё после призыва Тарека Эль Айсами группа социалистов с открытыми лицами вошли во двор Национального Собрания (Ассамблеи) и объявила свой протест против протестов и беспорядков. Они мирно ушли, но тут же вошли другие в масках, как протестующие студенты, и избили многих парламентариев.

    После выборов в Национальное Учредительное Собрание (Национальную Конституционную Ассамблею) протесты и беспорядки прекратились, Национальная Ассамблея была объявлена закрытой, а её место заняло Национальное Учредительное Собрание (Национальная Конституционная Ассамблея), которое приняла новую Конституцию и законы, в том числе законы об ответственности за разжигание вражды и беспорядков, по которым посадили многих оппозиционеров, некоторые убежали за границу. Арестовали нескольких студентов, зачинщиков беспорядков, и перекрытия дорог и массовые грабежи прекратились. Как обещал Мадуро, так и сбылось, Национальное Учредительное Собрание (Национальная Конституционная Ассамблея) оказалось гарантией мира и спокойствия в стране. Но беда в том, что в экономике страны улучшения не настало, народ повалил за границу, причём уезжали и уезжают самые работящие и предприимчивые. А с увеличением эмиграции стал резко расти параллельный курс доллара, за ним цены, наличных стало не хватать настолько, что это просто затрудняет жизнь страны. Появился банковский билет в сто тысяч боливаров, но он не решил проблемы. А ещё в ноябре-декабре по всей стране, но особенно ближе к колумбийской границе, стало катастрофически не хватать бензина. В левом верхнем углу этой странички есть фотография очереди за бензином в Баринасе.

    Экономика Венесуэлы ждёт перемен и более масштабного сотрудничества с Россией, Беларусью, Китаем и странами Юго-Восточной Азии.

Испанский мир  О Венесуэле