Это заключительная страничка, которую я, как обычно, делаю в дни перед самым отъездом и окончательно завершаю после прибытия домой. Сравнивая с предыдущим годом, Венесуэла изменилась. Если прошлый год я сопоставлял с 1993 годом в России, то этот год похож на 1994. Жизнь, понемногу стала улучшаться, военным прибавили зарплаты. Хотя зарплата в 100-200 долларов по курсу боливара, а боливар продолжает оставаться национальной валютой страны, мало, но всё же не так, как 5-15 долларов США в месяц в прошлом, при том, что обед в сельском ресторанчике стоил и стоит от 3 до 5 долларов США. Как-то уже люди могут сводить концы с концами. Некоторые, особенно пожилые, стали возвращаться в Армию, хотя, конечно, кадровый голод в Венесуэльских Вооружённых силах остаётся. Некоторые офицеры уволились уже в этом году. Они пережили трудности, но катастрофически малые зарплаты заставили их заняться бизнесом, а этому занятию стало мешать служба в Вооружённых Силах. Среди них я знаю специалистов очень высокой квалификации, в том числе обученные российскими и белорусскими специалистами в Венесуэле, Белоруссии и России. Уже есть потребность у Венесуэлы на обучение новых специалистов по военным специальностям, а также на ремонт, восстановление и поставки новой техники. Кроме этого, есть потребность в подготовке специалистов по гражданским специальностям, восстановлении и модернизации различных отраслей промышленности. Понятно, что на всё не хватает бюджета страны, и Правительство Республики расставляет приоритеты. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность также нуждается в восстановлении и модернизации. Топливо, кроме авиационного, желает ждать лучшего и его не хватает. Ниже я привожу фотографию очереди на бензоколонке, на которую мы заехали по дороге из Валенсии в Каракас, но это была не самая большая очередь, иначе мы бы проехали бы дальше. Но, с очередей в этом году гораздо меньше, и в Валенсии, где я проживал и работал, чаще не было очередей на бензоколонках, чем были, а по словам водителей, с которыми я общался, ближе к столице страны очереди и нехватки бензина и дизельного топлива бывают редко, а ближе к границам страны учащаются. Если в прошлом году тяжелейшей задачей было разменять долларовые билеты или получить сдачу в магазине долларами, когда приходилось брать сдачу мелкими товарами, вроде печенья, шоколадок, то, хотя эта проблема не отпала, стала гораздо меньше, чаще стали давать мелкие долларами и суверенными боливарами по текущему курсу. Стоит сказать, что во время моей первой поездки в Боливарианскую Республику Венесуэлу вводился "сильный боливар (bolívar fuerte)". Потом было ещё две реформы, когда "отбрасывались нули", но я в этот период с 2017 по 2020 год в стране не был. В 2021 году, во время своего восьмого путешествия мне встречались венесуэльские, новые для того времени. В этом году мне встретились купюры в полмиллиона и миллион боливаров, но следующие по величине при этом были уже с "убранными нулями". Эти боливары называются суверенными. Ими расплачиваются на пунктах оплаты, и они используются для размена долларов, при том что суверенный боливар в течение времени опускается по отношению к доллару США. Так в начале апреля 2022 года, во время нашего приезда, 1 доллар стоил 4 с небольшим боливара, то к концу нашей поездки он стоил уже 8,31. При наличных расчётах доллар разменивался или сдача выдавалась в целых числах в пропорции 1:4, 1:5, 1:6, 1:7 и 1:8. То есть эта проблема решается и жизнь в стране улучшается. В стране уже давно есть официальная криптовалюта "петро", обозначение, которой очень сильно похоже на обозначение рубля. Мы даже спрашивали, принимают ли они рубли? Но это было петро. Про приём оплаты в петро указано в нашей гостинице "Эсперия Валенсия", но когда я спросил, как принимают петро? Мне ответили, что пока ещё никто за гостиницу в петро не расплачивался. Я не знаю никого, кто бы имел дело с петро, венесуэльцы - мои знакомые имели дело с другими криптовалютами, и даже их обналичивали в доллары. Это нам очень помогло, потому что мы смогли дополнительно приобрести доллары США переводом рублёвых средств в российских банках. Кто-то действовал через биржу "Бинанс", но лично я приобретал просто переводом денег со своих рублёвых счетов на другие рублёвые счета в российских банках. Об этом следует сказать, что не все российские банки доступны через Интернет. В прошлом году я не мог открыть странички Сбербанка. В этом году Сбербанк работал очень хорошо. Я завёл счёт в Сбербанке и пользовался Интернет-банком Сбербанка, в том числе, перекидывал деньги со счёт аАльфа-банка на Сбербанк, чтобы обезопасить свои финансы от произвола Альфа-банка, который неожиданно меня заблокировал под предлогом подозрительной сделки. Две недели приходилось ждать, когда после моего обращения "ВКонтакте". Другой связи лентяи из службы безопасности Альфа-банка знать не желали. По телефону дозвониться из Венесуэлы невозможно, так как местные операторы не поддерживают международную связь, а пока дослушаешь автоответчик Мегафон сожрёт все деньги на счету по 359 рублей за минуту. Я стал смотреть замену Альфа-банку, так как объяснения моей блокировки на две недели, а потом ещё на неделю я не получил. Кроме Сбербанка, где у меня уже есть счёт, хорошо просматривались странички Газпромбанка, Росбанка, Тинькофф-банка и Райффайзенбанка, а вот у Промсвязьбанка (ПСБ) и ВТБ странички не открываются вообще, ни при гостиничной сети, ни при мобильной. Кстати, при работе с банками от них надо получать СМС-сообщения, которые хорошо приходят от Мегафона и Билайна, а при использовании МТС очень плохо, а Теле2 в Венесуэле не работает вовсе. Далее предлагаю посмотреть сделанные для заключительной странички фотографии.
Как обычно, чтобы увидеть фотографию крупнее, надо щёлкнуть по ней мышкой.
Банковский билет на 100 суверенных боливаров. |
Пляж Плаюэла в национальном парке Моррокой. |
|||
Вид на город Тукакас с вод в национальном парке Моррокой. | В дупле дерева на пляже Плаюэла нашли троих раков отшельников и подкормили их хлебом. | |||
Атолл Сомбреро в национальном парке Моррокой. | ||||
Национальный парк Моррокой. Вид сверху. | ||||
Южная часть атолла Сомбреро в национальном парке Моррокой (штат Фалькон). | ||||
Самая посещаемая часть атолла Сомбреро. | ||||
Северная часть атолла Сомбреро. | ||||
Центральная часть атолла Сомбреро, куда приплывают лодки и яхты. | ||||
Южная и центральная части атолла Сомбреро. | ||||
Мангровые заросли у подножия скал и морская трава подводного мира. | ||||
Скалисто-холмистая часть национального парка Моррокой. | ||||
Отмели, занятые манграми. | ||||
Во время плаванья по национальному парку Моррокой. | Там, где вместо кораллов водоросли, вода не бирюзовая, а зеленоватая. | |||
Красный мангр. | Отмель Хуанес, где венесуэльцы любят закусывать, стоя в воде. | Красный мангр занимает невысокую сушу и отмели. | ||
Торговцы приезжают на отмель Хуанес и на плотиках предлагают туристам еду и сувениры. | ||||
Кайо Сур (Атолл Юг) в национальном парке Моррокой. | Отмель Тукупита используется венесуэльцами также, как и Хуанес. | |||
Атолл Пескадорес (Рыбаки) с остатками строения на отмели. | ||||
Отмель Кайман и посёлки в парке Моррокой вдали. | Атолл Пескадорес (Рыбаки) с остатками строения. | Остатки строения на отмели у атолла. | ||
Коралловая отмель Кайман, мангровые отмели и посёлки в национальном парке Моррокой. | ||||
Отмель, вся покрытая манграми. | ||||
Очередь на бензоколонку по дороге из Валенсии в Каракас. | Стратегическое Оперативное Командование Министерства Обороны. | |||
Министерство Обороны в Каракасе. | Здание Генерального Штаба Министерства Обороны в Каракасе. | |||
Станция метро Сабана Гранде в Каракасе. | Станция метро Миранда | |||
Кстати в метро не было карточек для входа и меня пустили бесплатно. | ||||
Верхний вестибюль станции метро Миранда. | Фонтан-поливалка в Восточном парке в Каракасе. | В этом бассейне в Восточном парке черепахи плавали около крокодила (аллигатора). Люди кидали печенье, а крокодил ловил. Если не поймал, то съедали плавающие в воде рыбы. | ||
В этом вольере черепахи тоже соседствовали с крокодилами (аллигаторами). | С этого дерева эпифит спускал корень. | Реконструкция шхуны Леандер, на которой Франсиско де Миранда прибыл в Венесуэлу. | ||
Щит с информацией о реконструкции макета шхуны, где говорится, что Леандер был сделан из дуба, а макет будет из рожкового дерева внутри и тика по каркасу и палубам, а пушки из стекловолокна. | Снова станция метро Миранда. | Прибытие поезда на станцию метро Миранда. | ||